В Выставочном зале открылась персональная выставка работ живописца-монументалиста члена Союза художников России Александра Мартиросова. В экспозиции представлены портретная живопись, натюрморты и инсталляции. Автор не дал названия своей выставке, как и многим своим работам, позволяя зрителям найти собственное осмысление увиденного. Эту особенность творчества Александра Владимировича Мартиросова отметила, открывая выставку, заведующая Выставочным залом научный сотрудник Вяземского историко-краеведческого музея Ольга Васильевна Александрова. Она рассказала о творческом пути художника и представленной экспозиции: «Александр Владимирович родился в столице советской Грузии, закончил Тбилистскую академию художеств. С 1972 года он – участник художественных выставок разного уровня, в том числе республиканских и всесоюзных. В 1986 году Александр Мартиросов вступил в Союз художников СССР, позднее стал членом Союза художников России. Как художник-монументалист он оформлял многие общественные здания в городах: Тбилиси, Владикавказе, Сочи, Пятигорске, Москве…В 1996 году семья Мартиросовых переехала в Вязьму, где художник продолжил свою творческую деятельность. В Вяземском районе Александр Мартиросов установил памятник «Эхо войны» на Поле Памяти посёлка Кайдаково, Крест на могиле внучки А.С. Пушкина Веры Александровны Мезенцовой, он является автором скульптурной композиции, посвящённой вяземскому князю Симеону и его супруге Юлиании. Произведения Александра Мартиросова хранятся в собраниях Министерства культуры Грузии, Музея современного искусства в Тбилиси, Культурно-выставочного центра им. Тенешевых в Смоленске, а также в частных коллекциях в Грузии, Армении, России, Бельгии, США и Израиля… Выставка, которую мы сегодня открываем, ретроспективная. Здесь собраны произведения, которые художник создавал в разные годы, начиная с 1950-го до нынешнего года. У нас есть возможность посмотреть на картины молодого художника Александра Мартиросова. В экспозицию вошли живописные портреты и натюрморты, написанные в традициях реалистической грузинской школы живописи, представлены также инсталляции и несколько работ, которые характеризую автора как самобытного скульптора… При создании инсталляций художник использует различные подручные материалы – детали каких-то механизмов, бытовые предметы, природные материалы – на первый взгляд даже не сочетаемые друг с другом. Каким-то образом он составляет композицию, объединённую единым замыслом… Особенность творчества Александра Владимировича в том, что, в основном его произведения не имеют названий, он даёт возможность каждому зрителю создать свои ассоциации, любая его работа вызывает желание размышлять, осмысливать увиденное…». Сам автор выставки был немногословен, признавшись в том, что использует для своих инсталляций всё, что находит в своей мастерской или приобретает в магазинах, антикварных лавках и даже на «барахолках», многие свои картины художник назвал эпатажными. Поздравляющие отмечали интерес Александра Мартиросова к непритязательным вещицам, которые он использует в создании своих произведений, и то, что его квартиру можно сравнить с музеем. От имени администрации автора выставки поздравила заместитель главы Вяземского района Светлана Борисовна Вавилова: «Александр Владимирович более 25-ти лет проживает в Вяземском районе, и можно говорить, что это уже наш, свой житель… И очень приятно, что на нашей земле живёт такой замечательный художник…Желаем Вам здоровья, сил, благополучия, и чтобы Вашу выставку увидело как можно больше вязьмичей и гостей нашего города». Александр Мартиросов не раз оказывал помощь в оформлении залов Вяземского историко-краеведческого музея. Его директор Ольга Еркешевна Селявина поздравила художника и зачитала благодарственное письмо: «Уважаемый Александр Владимирович, Вяземский историко-краеведческий музей выражает Вам глубокую благодарность, искреннюю признательность за неповторимый авторский стиль, горячий художественный темперамент и талант, передающий красоту предметного мира в стремлении к гармонии. Коллектив музея желает Вам крепкого здоровья, семейного счастья и творческого вдохновения». С открытием выставки Александра Мартиросова поздравили друзья и коллеги - члены Союза художников России. «Александр Владимирович действительно большой мастер, - подчеркнул в своём поздравительном слове Геннадий Александрович Улыбин, - он – художник-философ со своеобразным отношением к миру, великолепный знаток истории искусств… Мы гордимся, что такие люди живут у нас в Вязьме». «Мало кто видит, - отметил художник Юрий Жеглов, - насколько здесь сильна живопись, колорит… Как мастер-живописец это очень большого полёта человек. И я скажу, что на данный момент в Смоленской области таких мастеров просто не найти… хорошо, что есть возможность это увидеть…Удачи, дальнейшего творчества». С позиции давнего друга семьи Мартиросовых тёпло отозвалась об Александре вяземский скульптор Любовь Павловна Даниленкова: «Саша Мартиросов – человек очень чувствительный, очень добрый, очень внимательный и глубокий… не могу не поразиться фантазиями его инсталляций, и удивляться тому, как он может написать предметы, которые хочется потрогать… спасибо огромное…». Давно знакомый с творчеством Александра Мартиросова Евгений Круподёров признался, что всегда открывает в его работах что-то новое, нестандартное. «Выставка очень сильная, - сказал в своём выступлении художник Николай Лучкин, - все мы пишем пейзажи, как говорится, «что вижу – то и пою»…здесь есть своя жизнь в искусстве, своя ментальность… Однажды во время прогулки с Александром я сказал: «Смотри, какая инсталляция»». «Не инсталляция, а «ассамбляж», - ответил он…Вы понимаете разницу… Я просто преклоняюсь перед ним…». «Это для нас событие, это открытие, - так обозначил выставочную экспозицию художник Владимир Чайка, - это своеобразный творческий прорыв, потому что выставка абсолютно уникальна…и вот в чём её секрет: дело в том, что мы часто видели картины Александра где-то по одной- по две, и в таком малом количестве они вызывали какие-то вопросы, а здесь его творчество представлено широко, и оказывается, что это очень убедительный мощный внутренний мир художника, глубокий, мистический, драматический, который несёт в себе древние восточные культуры… Для нас очень важно, что он - носитель древней грузинской, армянской культуры, тем самым он обогащает и нашу смоленскую культуру. В этом есть глубокий смысл дружбы народов, интернационализма. И для нас это большой и счастливый момент. От всей души поздравляю Александра с этой выставкой. Хочу поблагодарить руководителей Выставочного зала и художника Павла Кичула, который всегда самоотверженно и безотказно помогает в организации выставок». Выставочная экспозиция не уведёт вас в мир радужных мечтаний, любований красками природы, но заставит глубоко задуматься о вечных ценностях и сущности бытия. В полотнах преобладают тёмные тона, некоторые картины поражают душераздирающей откровенностью. Например, «Голова Иоанна Крестителя» (одна из немногих картин с названием). Шокирую и натюрморты с изображением мифических существ и разделанными тушами. В портретной живописи прослеживается внутренняя напряжённость, глубокая печаль и смятение чувств. Грандиозен «Автопортрет в маске», написанный в страшный 2020 год. Боль, чувство безысходности, горе и ужас в безумных глазах человека, бессильного пред жизненными обстоятельствами. Сентиментальную, ранимую душу художника выдаёт картина «Игрушки моего детства». Большую часть полотна занимает серо-синий фон, сгущающийся в верхней части картины до черноты. И только слабый свет у изображенных кукол, как ностальгический проблеск детства. Вспоминаются строки бардовской песни: «Где же то голубое, то, что в детстве мы строим? А оно – всё темней, всё черней…». Игрушка «Кот в сапогах», по признанию Александра Мартиросова, до сих пор с ним. В натюрмортах так живо и сочно выписана фактура металла, стекла, ткани, что кажется, как верно подметила Любовь Павловна Даниленкова, до них хочется дотронуться. Наш мир жесток и не всегда благообразен. В нём существуют предметы, которые мы хотели бы не замечать, например, кучи мусора, из которых воображение художника создало гармоничную композицию хаоса. Замысел представленных инсталляций можно очень долго разгадывать, но вот в одной из металлической конструкции явно просматривается мифическое ракообразное существо, а в профиле, выполненном из листового металла, сразу угадывается портрет жены художника. Восприятие выставки, безусловно, будет неоднозначным, просмотр требует познаний в изобразительном искусстве, способностей мыслить и сопереживать. Сам автор искренне назвал свои работы эпатажными, то есть вызывающими и скандальными. Но значима, прежде всего, высокая оценка творчества коллегами-художниками, а профессиональное мастерство Александра Мартиросова, без сомнения, достойно восхищения.
Автор: Дм. ЕВГЕНЬЕВ (фото автора)