Лекцию под таким названием провела в Вяземском культурно-выставочном центре модельер-конструктор художник-технолог по костюмам театра и кино выпускница школы-студии МХАТ Инесса Хабибуллина. Родом она с Дальнего Востока и с малых лет впитала национальную культуру своих предков, особенно от своей бабушки, которая была замечательной рассказчицей. Лекция была пронизана глубоким философским смыслом. Основные аспекты знаний, которыми Инесса Хабибуллина поделилась со слушателями: одежда как отражение души в народной культуре, смысл, символизм и знаки в многослойности народной одежды; наряд равно наш образный ряд, отражающий общепринятые особенности определённого рода, народа и свои личные в обычаях и традициях; время и пространство в традиции мужского и женского костюмов, азбука их чтения… По ходу рассказа на экран были выведены таблицы, наглядно представляющие сообщения. Таблица «Одежда – в первую очередь, знаковая система в роду и обществе» предлагала разделение на половую принадлежность, возраст, семейное положение, статус. Здесь также отмечены календарные особенности жизни природы, обрядовость и повседневность, профессиональная принадлежность, географические особенности. Акцент лектора был сделан на то, что одеждой человек может рассказать о себе, проявить и утвердить свои ценности. Инесса отметила существование энергетики кроя – «своей мерой мерим», культуры ношения поясов, значение выбора цвета, узорочья – правил его строения и влияния на судьбу человека. Символы движения природы встречаются в узорах разных культур и вероисповеданий. Как пример была приведена таблица «Изображение рода в традиции» с образцами белорусских орнаментов в одежде. В аннотации к таблице сказано: «Белорусский орнамент – пример единства культур, цельности мужской и женской энергии в жизни, символ родового древа, устройства энергоцентров и основа знаний влияния цвета на человека». В народной культуре одежда и её символы – это, в первую очередь, как было сказано лектором, отражение Самосознания пути души, согласованной с движением Вселенной, а также связь с солнцем. Об этом говорит таблица «Положение солнца в вышивке кологодного круга. Смена имён Солнца с изменением его силы. Влияние на мужскую и женскую энергию в течение года». Большое внимание Инесса уделила следованию традиций природы и времени в наряде, и, прежде всего, в женском, что наглядно было представлено в таблицах «Соответствие положения солнца и узоров свадебной одежды в течение года», «Предназначение женщины и её костюма», «Ход времени в женском костюме и символичность сторон». Мода – совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде, в определённое, обычно недолгое, время – «войти в моду», «выйти из моды», «дань моде». Мода всегда влияла на общество. Инесса Хабибуллина преподаёт уроки мастерства кроя и шитья в Вяземском «Доме ремёсел», и свою задачу она видит в необходимости оживления традиции в современной одежде.
Автор: Иван ДАРЬИН