Лента:
  • RUB/USD Руб./Доллар

    92.51

    RUB/EUR Руб./Евро

    98.91

  • RUB/BYN Руб./Бел. руб.

    28.53

    RUB/ 10 UAH Руб./10 Гривна.

    23.37

Частная независимая газета logo
Основана в мае 1991 года.
Авось-ка

«Лесоповал» в Рославле

22 мая, 2022

Пожалуй, нет в современной российской музыке жанра, вызывающего больше споров, чем «русский шансон». Одни утверждают, что нет ничего лучше, чем отдохнуть душой под, пусть незатейливые, но такие сердечные мелодии и заставляющие задуматься тексты. Другие хмурят брови и констатируют, что интеллигентные, образованные люди никогда подобный примитив слушать не станут, и вообще «шансон» - «блатняк», завернутый в новую красивую обертку. Термин «блатной» (т.е. запрещенные песни) включал в себя в советской действительности едва ли не дюжину жанрово, стилистически и тематически различающихся музыкальных направлений: цыганский романс, белогвардейские песни, некоторые песни на стихи Сергея Есенина, Глеба Горбовского, зарисовки на злобу дня, песни нищих, хулиганские напевы, дворовый, армейский фольклор и, наконец, тюремные песни. Сколько угодно можно метать громы и молнии в адрес этого специфического жанра, но отрицать его реальное существования было бы просто глупо, как нельзя огульно осуждать и пытаться изгонять его из нашей культурной жизни.

Во-первых, это бесполезно из-за их чрезвычайной живучести, во-вторых, они повествуют о реальности бытия, о судьбах людей, волею обстоятельств поставленных в особые, специфические условия быта. Известный писатель Андрей Синявский в статье «Отечество-блатная песня» писал: «Блатная песня тем и замечательна, что содержит слепок души народа (а не только физиономии вора) и в этом качестве, во множестве образцов может претендовать на звание русской национальной песни…». Наибольшее число копий сломано в наше время вокруг самого термина «русский шансон». И поклонники, и ненавистники лишь пожимают плечами: «Что за странное определение, «chanson» же по-французски – песня!». Многие исследователи трактуют направление как «музыку для души». Это сегодня в «русском шансоне», как обозвали для благородства простонародный «блатняк», появились исполнители, разрабатывающие исключительно лагерно-блатную тематику. У такого «шансонье» полтора десятка композиций в альбоме могут стать посвящением воровской атрибутике различной направленности: «чифарь», «барабанщик», «голуби над зоной», «мать-старушка»…

Признаюсь честно, что слушаю эту музыку и коллекционирую ее на протяжении сорока пяти лет, отдавая предпочтение интеллектуальным текстам, в корне отличающимся от песен, олицетворяющих воровскую романтику.Хочу поделиться своими впечатлениями от концерта, который 2 мая прошел на сцене Рославльского ГДК. Да, действительно, в нашем славном городе великолепно выступила легендарная московская группа «Лесоповал», основанная поэтом-песенником Михаилом Таничем, народным артистом РФ. Зрителям была представлена программа из магнитоальбомов разных лет: «Я куплю тебе дом» (1991г.), «Когда я приду» (1992 г.), «Королева Марго» (1996 г.), «101-й километр» (1998 г.), «Кормилец» (2000 г.), «Мама-улица» (2007 г.).

Открыла вечер композиция «Лесоповал», затем прозвучали старые добрые хиты: «Заповедь», «Королева Марго», «Ветка мимозы», «Москва-Петушки», «Вагон Столыпинский», «Соловьи», повествующие о дружбе, любви и верности.

Публика тепло встречала артистов, подпевала им. Отмечу, что каждая представленная песня была исполнена в прекрасной музыкальной аранжировке и лишена примитива. А как душевно музыканты исполнили шлягер «Любуюсь тобой», повествующий о чистоте нравственных отношений! Константин Родионовблестящесолировал на электроскрипке.

Артисты коллектива настоящие профессионалы, обладают отличными вокальными данными. Скажу объективно: никакой эксплуатации тюремно-лагерной действительности не прозвучало. А какие танцевальные номера продемонстрировали солисты группы Вениамин Смирнов (вокал-хореография-перкуссия), Илья Ефимов (вокал), Александр Соколов (вокал), выделывая «ча-ча-ча», восторженно встреченные благодарной публикой! Гитара и вокал Владимира Алипова ласкали слух зрителей. А настоящий фурор произвел своими выступлениями Михаил Кулаков, когда просто парил на сцене как настоящий артист балета, поразив аудиторию интеллектуальной манерой исполнения, залихватским задором.

Я впервые услышал группу в 1991-м году, будучи студентом четвертого курса факультета русского языка и литературы СГПИ. Выдержав экзамен на «отлично» по советской литературе (а преподавателем у меня был Анатолий Николаевич Рыленков - кандидат филологических наук, доцент, давший мне путевку в педагогическую профессию), я сел в салон автобуса, чтобы отправиться в родной Рославль. Вдруг салон наполнили музыкальные аккорды, звучавшие из автомагнитолы. Они заставили меня застыть как вкопанного, а голос певца и композитора Сергея Коржукова просто подкупал искренностью, необыкновенным знанием жизненных устоев, заставил поверить в осуществление самых сокровенных желаний: «Я куплю тебе дом у пруда в Подмосковье, и тебя приведу в этот собственный дом, заведу голубей и с тобой, и с любовью мы посадим сирень под окном.»

Финальным аккордом концертной программы в Рославле и стала песня «Белый лебедь на пруду», явившаяся данью памяти Сергею Коржукову, трагически погибшему в 1994 году в возрасте 35 лет, и Михаилу Таничу, создавшему бессмертные жанровые хиты. Группа «Лесоповал» исполнила на «бис» «Птичий рынок».

Администратор концерта А.Канниболоцкий, звукорежиссер В.Блинников, директор Игорь Барыкин.

Музыканты коллектива поблагодарили рославльчан за радушный прием. Дело Михаила Танича продолжает его вдова, поэт Лидия Николаевна Козлова. В 2020 году вышли три магнитоальбома: «Прощаю всех», «Недолет», «Прогулочный дворик», а в 2022 году – «Дорога домой».

Творческое сотрудничество Лидии Козловой и группы «Лесоповал» еще не раз порадует многочисленных поклонников новыми концертами.

Автор: Наш корр.