При покупке лекарственных препаратов, средств личной гигиены, приборов за контролем показателей здоровья в предприятиях аптечной сети многие потребители желают отказаться от договора купли-продажи понимая, что поторопились и не нуждаются в данном товаре или он не подходит по характеристикам или комплектации. Однако, фармацевт в аптеке категорически отказывается принять товар обратно или обменять его на новый, правомерен ли его отказ? Согласно положениям Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приобретенные гражданами товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Однако, возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества, в случае если лекарственные препараты или медицинские изделия являются не надлежащего качества, продавец (фармацевт) обязан принять такой товар. Если у товара выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» возможно: - заменить его на товар этой же марки; - заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; - потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; - потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; - отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу. Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать: - отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке; - несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате; - отсутствие инструкции по применению препарата; - несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям; - наличие в упаковке брака - скол, нечитаемая полиграфия. Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии, если это технически возможно. Но что делать, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый? В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии). На одном из экземпляров претензии продавец, либо иное лицо принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу. Требования о возврате денег и соразмерном уменьшении цены продавец должен удовлетворить в течение 10 дней со дня предъявления претензии. Если предъявлено требование о замене, продавец обязан заменить товар в течение 7 дней со дня предъявления требования, а когда нужна дополнительная проверка качества - в течение 20 дней. Требование о замене удовлетворят в течение месяца, если аптечный товар отсутствует у продавца в момент предъявления претензии. В случае отказа в удовлетворении требований по претензии потребитель вправе обратиться в суд с иском о защите прав потребителей. При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме, рекомендуем направить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в суд, подтвердить соблюдение претензионного порядка.
-истекший на момент продажи срок годности;
Автор: ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области