Лента:
  • RUB/USD Руб./Доллар

    102.58

    RUB/EUR Руб./Евро

    107.43

  • RUB/BYN Руб./Бел. руб.

    29.93

    RUB/ 10 UAH Руб./10 Гривна.

    24.85

Частная независимая газета logo
Основана в мае 1991 года.
Авось-ка

Гендерные особенности: как рисуют девочки и как рисуют мальчики. Два мира - два детства

16 декабря, 2020

Природа предусмотрела для человечества две разные стратегии поведения - мужскую и женскую. Женщина вьет гнездо и охраняет потомство от потрясений. Мужчина охотится на мамонта, захватывает новые территории, осваивает новые технологии.  

Так что детство мальчиков и девочек протекает в одном и том же мире, но для них самих этот мир выглядит абсолютно по-разному, и постигают они его совершенно разными путями.

Дети с удовольствием погружаются в мир изобразительной деятельности, но существует разное восприятие и воспроизведение одного и того же образа мальчиками и девочками. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует, прежде всего, конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит  на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально  видеть красоту окружающего мира.

Особенности девочек: более уверенно выбирают тему и сюжет. Чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Большое значение придают детализации рисунка, украшательству, прорисовке деталей, технике выполнения рисунка, используют всю цветовую гамму, пытаются получить новые цвета, предпочитают яркие, сочные оттенки, как правило, заполняют весь лист. Выстраивая композицию, чаще создают многообъектные  работы, соблюдают пропорции. Девочки быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно, но возникают некоторые проблемы, так как девочки слишком широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет. Для решения этой проблемы нужно предложить отразить задуманный  сюжет на листе бумаги,  обозначить предметы с помощью геометрических фигур. Так же у девочек присутствует излишняя детализация - «мельчение». В этом случае необходимо проводить индивидуальную словесную работу.

Особенности мальчиков: затрудняются и сомневаются в выборе темы. Они придумывают необычные сюжеты: подводный мир, город будущего, замки, дворцы. Любят изображать технику, архитектурные изображения, космические объекты. Чаще в работах детализация рисунка проявляется изображением крупных объектов, при этом линии четкие, прямые, толстые. Мальчики ограничиваются несколькими цветами. Они чаще выбирают темную цветовую гамму, заполняют лист частично или цветовыми пятнами. Чтобы разнообразить цветовую палитру будущего сюжета, необходимо предварительно  обсудить ее с мальчиком, выделить мазками и штрихами цветовую гамму будущего рисунка. Мальчики предпочитают малопредметные и малообъектные композиции, не совсем точно ориентируются на листе бумаги. В работе ребята медлительные и неуверенные.  Также как и девочки испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Им тоже можно предложить выложить фигуру человека в задуманном движении из геометрических фигур. Создавая сюжет, ребята непоследовательно выполняют живописную композицию. Поэтому необходимо обращать внимание на схему (алгоритм) предлагающую последовательность выполнения рисунка. Часто мальчики не законченную работу считают уже завершенной.

Учитывая гендерные особенности, мальчика и девочку нельзя воспитывать и развивать их творческие способности одинаково. Очень важно найти путь понимания другого человека не похожего на нас, раскрыть и развить посредством творческого процесса любые задатки, не сломать, не навредить и постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок таким, какими они есть. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить – зависит он нас с вами.

Автор: О.М. Ковязина, инструктор по труду СОГБУ ДЦ СПСиД «Солнышко»